Настройка. Установка. Windows. Софт и утилиты

Социальные сервисы интернет и цели их использования. Социальные сервисы сети Интернет

Код ACM 2012 10011730 Социальная сеть на Викискладе

Социальная сеть - онлайн-платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или оффлайн-связи.

Подвиды

  1. Социальные закладки (англ. social bookmarking ). Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов . Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: Delicious .
  2. Социальные каталоги (англ. social cataloging ) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier , LexisNexis , Academic University , CiteULike , Connotea .
  3. Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т. п. Примеры: discogs.com , IMDb.com .
  4. Социальные медиахранилища - сервисы для совместного хранения медиафайлов. Их можно классифицировать по типу файлов размещаемых на этих серверах.
  5. Специализированные социальные сети. Объединяют людей по определённым критериям (например, возраст, пол, вероисповедание, определённые увлечения и т. д.).
  6. Сервисы для совместной работы с документами .
  7. Геосоциальные сети позволяют налаживать социальные связи на основании географического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации (например, GPS или гибридные системы типа технологии AlterGeo), которые дают возможность определять текущее местонахождение того или иного пользователя и соотносить его позицию в пространстве с расположением различных мест и людей вокруг.

История

Популярность в Интернете социальные сети начали завоёвывать в 1995 году , с появлением американского портала Classmates.com . Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 года, когда в США были запущены LinkedIn , MySpace и Facebook . В русскоязычном же сегменте интернета социальные сети в виде Одноклассников и ВКонтакте , стали набирать популярность с 2006 года (русская версия сайта Facebook появилась только в 2008 году).

Реклама в социальных сетях

Социальные сети являются мощным инструментом маркетинговых исследований , поскольку пользователи добровольно публикуют информацию о себе, своих взглядах, интересах, предпочтениях и так далее. Ввиду этого рекламодатели могут весьма чётко определять, каких именно пользователей заинтересует их объявление, и направить свои рекламные объявления конкретным пользователям, в зависимости от информации в их профилях (возраст, пол, место жительства и прочее). Такой тип рекламы получил название таргетированной (англ. «Target» - цель).

Объём рынка рекламы в социальных сетях неуклонно растёт. В 2007 году, по оценкам аналитической компании eMarketer, он достиг отметки в 1,225 млрд долларов. При составлении отчёта экспертами eMarketer учитывались все виды рекламы, размещённой в социальных сетях, включая медийную , контекстную , аудио и видеорекламу , а также затраты на маркетинговые проекты, в которых маркетологи создают профили для своих товаров и брендов в социальных сетях. Кроме того, в прогнозах впервые учитываются расходы на создание виджетов и приложений . В 2011 году доходы социальных сетей от рекламы превысили 5 миллиардов долларов .

  • интересы;
  • возраст;
  • география;
  • социальное положение;
  • уровень дохода;
  • марка используемого мобильного устройства (Apple, Samsung)
  • и т. п.

Другим способом привлечения клиентов через социальные сети является создание компаниями сообществ в социальных сетях. Такие сообщества позволяют доносить новую информацию до пользователей, которых вероятнее всего заинтересует продукция или услуги компании.

Социальные сети могут использоваться не только в качестве инструментов связей с общественностью и прямого маркетинга, но и в качестве каналов связи, предназначенных для очень специфической аудитории с влиятельными лицами в социальных сетях и личностями социальных сетей, а также в качестве эффективных инструментов привлечения клиентов.

Тёмная сторона социальных сетей

Многие люди не понимают, что информация , размещённая ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, не обязательно с благими намерениями. Информацию о человеке в социальных сетей могут найти их работодатели , родственники, сборщики долгов, преступники и другие заинтересованные лица. Судебные приставы иногда используют социальные сети, чтобы найти неплательщиков или получить сведения об их имуществе .

Известен случай проявления психосоматических расстройств на почве зависимости от общения в социальных сетях - в Белграде пользователь Снежана Павло́вич (Snezhana Pavlović) попала в психиатрическую клинику после того, как её заметка в социальной сети «Facebook» не вызвала интереса среди её друзей. Врачи клиники назвали этот случай «синдром Снежаны», объясняя поведение пациентки как обычный стресс от неудовлетворённости социальной потребности индивидуума в современном мире .

Некоторые СМИ утверждают, что в соцсетях действуют так называемые группы смерти , которые пропагандируют суицид и могут довести детей до самоубийства . В 2016-м году Роспотребнадзор заявил, что более трети материалов, описывающих способы добровольного ухода из жизни и агитирующих к ней собрано в социальной сети «ВКонтакте» . С 7 июня 2017 года в России действует закон об уголовной ответственности за создание «групп смерти» в интернете предусматривающий до 6 лет лишения свободы . Создатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Валерьевич Дуров в своём интервью DLD Conference упоминал про проблемы интернет-троллинга и обещал решить их, создав новую социальную сеть «LiveOnce», используя уже готовые серверные решения и протоколы «Telegram» .

См. также

Примечания

Литература

  • Лавренчук Е. А. . Аутопойезис социальных сетей в интернет-пространстве : диссертация. - М. , 2011.
  • Boyd, D. and Ellison, N. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship (англ.) // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007. - Vol. 13 , no. 1 . - P. 210-230 . - ISSN . - DOI :10.1111/j.1083-6101.2007.00393.x .
  • Ефимов Е. Г. , Кузнецов А. А. . Виды кризисного потенциала социальных сетей как региональных социально-экономических систем . - Волгоград: ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. - С. 144-145. - ISBN 978-5-7786-0419-3 .
  • Наталия Ермолова. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+. - М. : Альпина Паблишер , 2013. - 357 с. - ISBN 978-5-9614-2280-1 .
  • Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Верченов Л. Н., Ефременко Д. В., Тищенко В. И. - М. : , 2013. - 360 с. -

2.5 Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов

Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов - интегрированные сервисы Интернет, ориентированные на организацию совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами.

Адреса сайтов:

· http://docs.google.com - Google Docs. Все перечисленные и многие другие (фотографии, блоги, новости, др.) сервисы объединены единым интерфейсом и доступны через ссылки как с главной страницы www.google.com, так и с любой страницы всех дочерних служб.

Http://gmail.com - электронная почта (Гмейл) с интеллектуальным интерфейсом, встроенным чатом, мощной защитой от спама, возможностью веб-доступа.

Http://docs.google.ru - документы и таблицы (Гугл Документы и таблицы) - возможность хранить в сети Интернет текстовые документы и электронные таблицы большинства известных форматов, редактировать их совместно несколькими пользователями, публиковать их в открытом доступе с получением URL_адреса, просматривать все версии изменений документа, сохранять видоизмененный документ в любом из наиболее популярных текстовых форматов.

Http://www.google.com/calendar/ - календарь (Гугл календарь) - планировщик событий, размещенный в сети Интернет, доступ к которому может быть открыт определенному кругу пользователей с правами доступа, которые определит владелец календаря. Одновременно в этом сервисе допускается иметь несколько календарей, при этом система может продемонстрировать смотрящему совмещение событий разных календарей, что, несомненно, является подспорьем в планировании деятельности одного человека, или группы людей, работающих совместно.

Http://groups.google.ru - группы (Гугл Группы) - возможность организовать в сети Интернет сайт - представительство сообщества. При этом владелец группы получает возможность изменять интерфейс сайта, приглашать в группу пользователей, наделять их различными правами. Члены группы в зависимости от предоставленных им прав могут создавать новые страницы (имеется примитивный текстовый редактор и редактор HTML), загружать файлы любого типа (тексты, таблицы, презентации, изображения), участвовать в обсуждениях, создавать личные страницы-визитки и т.д. Автоматически при создании группы, сайт сообщества группы получает URL_адрес и электронный адрес списка рассылки.

Вывод. В рунете, на данный момент, существует множество различных социальных сервисов, призванных помочь как начинающему, так и опытному пользователю в быстром и комфортном поиске необходимой информации.

Бум Web 2.0 - проектов в России начался, несколько позже, чем на Западе, где такие веб-сайты, как онлайн-энциклопедия Wikipedia, социальные сети Facebook и MySpace, давно заняли свое место в верхних строчках рейтингов посещаемости...

Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов - средства сети Интернет, которые позволяют бесплатно хранить, классифицировать, обмениваться цифровыми фотографиями, аудио- и видеозаписями, текстовыми файлами, презентациями...

Автоматизация процессов документооборота на предприятии ООО "Пермский фанерный комбинат"

Типовым информационным объектом, фиксирующим и регламентирующим деятельность на предприятии, является документ...

База даных "Аэропорт"

Спецификация связей между сущностями представлена в таблице 3. В первом столбце указан тип связи, где буква M означает «многие». Во втором столбце указано название первой сущности связи, в третьем - название второй сущности связи...

Генератор псевдотекстов

Для генерирования более качественного псевдотекста необходимо знать вероятности появления различных букв. Эти вероятности можно приближённо определить, взяв достаточно большой отрывок, написанный по-русски...

Моделирование расчетов одиночных ошибок и их пачек в ЦСП

Основы языка Турбо Паскаль

В ТП 7.0 существует тип данных STRING (строка), специально предназначенный для обработки строк (цепочек символов). Он не относится к простым типам данных и занимает промежуточное место между простыми и структурированными типами данных...

Программа тестирования учащихся и редактор тестов

Программа тестирования должна оперировать с семью типами заданий. Пять из которых закрытого типа (одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия...

Разработка базы данных "Аэропорт"

При установлении связей между атрибутами можно выявить связи - Один ко многим - Многие ко многим Так, например, связь один ко многим наблюдается между сущностями самолет и пассажиры...

Разработка базы данных "МВД"

В реальных СУБД модель данных, кроме атрибутов каждой сущности определяет также связи между сущностями. Связи формально определяются как ассоциации между участниками. Например, утверждение "покупатели покупают продукты" указывает...

Разработка приложения для вывода актуальных маршрутов движения пригородного транспорта Владимирской области

Система Android не использует информацию о версии приложения для принудительного ограничения на апгрейд, или на ограничение совместимости приложений сторонних производителей. Вместо этого разработчик отвечает за ограничения...

Разработка программно-вычислительного комплекса, предназначенного для разработки эффективных форматов микрокоманд для различных способов микропрограммирования

Горизонтальное кодирование: а) определяется разрядность операционной части микрокоманды, на каждую микрооперацию отводится один разряд. Длина кода К: К = m, где m - общее число микроопераций...

Создание и применение электронных образовательных ресурсов

В настоящие время в интернете имеются несколько сервисов для хранения и редактирования текстовых, графических файлов или электронных таблиц. Просмотрим работу с 2-мя такими сервисами...

Учет междугородних телефонных разговоров

Цель: связывание атрибутов с типами сущности и связи. Атрибут - это любая характеристика сущности значимая для рассматриваемой предметной области и предназначенная для квалификации, идентификации, классификации...

Численное моделирование электротепловой задачи процесса подогрева стыков труб

Стратегия параметрического исследования: нагрев трубы в индукторе при разной частоте и разными индукторами (петлевым и катушечным). Этот процесс разбивается на некоторое количество шагов, достаточно большое для плавности процесса...

Материалы взяты с wiki.iteach.ru

Сегодня для размещения и реализации сетевого проекта или сетевого занятия мы можем и должны воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет нам Интернет. Ведь дети, в отличие от учителей, родились в век развития информационных технологий и владеют ими прекрасно, пользуются ими повсеместно в своей жизни и в общении, общении в сообществах.

Педагогика сетевых сообществ развивается в тесной связи с сетью Интернет и напрямую зависит от состояния и концепций развития Всемирной Паутины. Современную концепцию развития Интернет принято называть Веб 2.0 (Web 2.0) . Принципиальным отличием Веб 2.0 от традиционной сети является возможность создавать содержание Интернета любому пользователю.

  • персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов
  • коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум)

Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом:

Где можно больше узнать о сетевых социальных сервисах?

  • http://letopisi.ru Категория Социальный сервис
  • http://www.catalogr.ru/ - каталог русских web2.0 сайтов, социальных сетей и сервисов

Первым поколением сетевых сервисов принято считать тот Интернет, который в большей степени был местом, где посетителями искалась и использовалась уже хранящаяся в нем информация, чем сервисом, позволяющим работать совместно и обмениваться данными .

Однако Веб 1.0 имел средства для общения, такие как ICQ , электронная почта , чаты , форумы , гостевые книги и др. Эти средства продолжили успешное существование и в современном интернете наряду с новыми сервисами.

И важная особенность Веб 1.0 заключается в том, что он не мог быть ориентирован на каждого уникального пользователя , как печатное издание , каждый сайт имел ограниченную целевую аудиторию .

Понятие сетевых социальных сервисов

Для уточнения данного термина необходимо раскрыть понятие сетевого сообщества.

Рассмотрим этот вид социальных сетевых сервисов. Социальный сервис хранения закладок позволяет добавлять ссылки и получать доступ к ним с любого компьютера , подключенного к сети Интернет . Пользователю предлагается присвоить один или несколько тегов к каждой закладке , которые будут описывать её содержание. Теги могут быть отображены в виде списка или облака.

Таким образом, использование социальных поисковых систем и народных классификаторов позволяет решить проблему защиты пользователей от нерелевантной информации, которую они могут получить, направляя запросы в поисковые машины «общего пользования».

Социальные сети

Блоги

  1. Блоги@Mail.Ru

Вики характеризуется такими признаками:

  1. Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора.
  2. Особый язык разметки - так называемая вики-разметка , которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки ; форматировать и оформлять отдельные элементы.
  3. Учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних.
  4. Проявление изменений сразу после их внесения.
  5. Разделение содержимого на именованные страницы.
  6. Гипертекстовость: связь страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки .
  7. Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители сайта.

Некоторые вики позволяют всем желающим изменять их содержимое. Подобно тому, как стены зданий и заборы исписывают непристойными надписями и украшают рисунками граффити , в таких вики иногда портят содержимое или добавляют что-то неуместное. Но, в отличие от стен и заборов, в вики легко вернуть содержимое к ранней версии: исправлять легче, чем портить. Если же кто-то упорно и намеренно стремится навредить пользователям вики-сайта, можно закрыть ему возможность вносить правки.

  1. Гугл Планета Земля

Существуют созданные резидентами зоны для виртуальных «боевых действий» - поединков или массовых схваток, как правило выдержанных в определённой концепции. Пользователи могут развлекаться различными мини-играми, взаимодействовать с окружением и свободно перемещаться по трехмерному миру.

Таким образом, общение в трехмерной реальности - это социальный сетевой сервис, позволяющий полностью создавать среду своей виртуальной жизни.

Отсутствие заданного сценария, который всегда присутствует в он-лайн играх или стратегиях позволяет называть их настоящей виртуальной реальностью.

Мэшап и многофункциональные порталы

Городские порталы с элементами Веб 2.0 часто включают в себя социальные сети , блоги , форумы , обмен мгновенными сообщениями, органайзер , фотоальбомы и множество других функций.

Однако, нужно заметить, что многофункциональные порталы обычно построены на коммерческой основе, так как требуют мощного ПО и больших материальных затрат на разработку и продвижение. Несмотря на большой объем сетевых сервисов на порталах, их доля на сайте не настолько большая как на тематических сервисах.

Таким образом, социальный сетевой сервис каждого вида по представленной классификации отличается от других своими уникальными свойствами и целью, с которой посетители используют этот сервис, и имеет важную общую черту со всеми другими социальными сервисами - люди ведут с его помощью совместную деятельность .

В данной классификации рассмотрены только основные виды социальных сетевых сервисов, существует еще много различных интересных и полезных сайтов и порталов.

Использование социальных сетевых сервисов в образовании

Социальные сетевые сервисы могут широко использоваться в образовании. Их применение возможно в различных предметных областях. C появлением Web 2.0 изменилось отношение к интернету в целом, и учителя информатики и других дисциплин начинают применять сервисы сети Интернет в образовательных и воспитательных целях, при внеклассной работе и творческой деятельности . Если раньше Интернет негласно среди преподавательского состава считался только бесполезным развлечением и пустой тратой времени в лучшем случае, а в худшем - чем-то вредным и развращающим, либо собранием некачественных готовых рефератов и недостоверной информации, то в последние годы взгляд на Сеть приобрел положительный характер, и сетевые социальные сервисы способствовали этому. О том, какие цели можно достигнуть и какие задачи выполнять, используя сетевые социальные сервисы в образовании, будет рассказано в данном разделе.

Педагогика сетевых сообществ информационные технологии , приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Все чаще нашими партнерами в сетевой деятельности оказываются программные агенты. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.

Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте в одно и то же время. Каждый член сообщества может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей.

Критичность мышления. Коллективная, сообщная деятельность множества агентов , готовых критиковать и видоизменять гипотезы , играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий . Мы можем рассказывать ученикам о том, что такое критическое мышление, а можем погрузить их в среду, где критическая дискуссия является обязательной.

Таким образом, сетевые сообщества имеют несколько применений в педагогической практике и могут воспитывать в учениках перечисленные умения. Также с помощью сетевых сообществ и сервисов можно получать знания и отрабатывать навыки, о чем будет подробно рассказано ниже.

Бесплатные открытые ресурсы для поиска информации

Первый и наиболее распространенный способ использования Интернета в образовательных целях - поиск информации. Социальный сетевой сервис Групповой поиск в Свики и его преимущества описаны выше, в разделе «Виды сетевых социальных сервисов». Сетевые социальные сервисы расширили информационные возможности Веба , информация стала не менее достоверной, чем в книгах языков , представителями различных культур и национальностей , что намного полезнее для образования и эффективнее, чем изучение данного материала по печатным или обычным медиаисточникам. Хотя это может привнести сумбур в знания учащегося. Ведь все мы видим как происходит общение в социальных сетях и чатах, как много люди там делают ошибок. Чат не заменит учебника. Так, например, модераторы форумов не выполняют функций редакторов текстов.

Коллективная работа над проектами

Коллективная работа над проектами возможна с помощью практически любых средств социальных сетевых сервисов. Так Вики позволяет ученикам совместно создать учебное пособие, реферат , исследовательскую работу.

Коллективный фотоальбом поможет собрать воедино фотографии с какого-либо мероприятия или по заданной тематике.

А специальные программы для управления проектами, установленные в локальной сети или в интернете, помогут руководить ходом проекта, заниматься распределением задач в он-лайн режиме, создать список часто задаваемых вопросов или форум по заданной теме.

Построение моделей

Виртуальное пространство, анонимность и социальные сетевые сервисы вместе представляют собой уникальную площадку для проведения психологических тренингов и ролевых игр, инсценировок и моделирования различных ситуаций: психологических, педагогических, экономических, даже географических.

См. также

Литература

  • «Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю», Е. Д. Патаракин, Моcква, 2007
  • «What Is Web 2.0», Tim O’Reilly, 30.09.2005
  • «Формирование ИКТ-компетентности учителей через использование сетевых социальных сервисов», Короповская Вера Павловна, доцент каф. ЕМиПО Мурманского ИПКРОиК
  • «Использование социальных сервисов Web 2.0 для организации сетевого сообщества учителей в Советско-Гаванском районе Хабаровского края», Материал из Khabawiki, Линник Людмила Михайловна, 2007
  • «Сервисы и теории социальных сетей», Леонид Черняк, 2007
  • «Ожидания и реальность Web 2.0», Михаил Елашкин, 26.02.2007
  • «Умные толпы», Леонид Черняк, 2012
  • «Сообщества vs социальные сервисы: экскурс в теорию», Ярослав Грешилов, 2008

Категории:

  • Интернет
  • Веб 2.0
  • Информатика
  • Педагогические технологии
  • Социальный веб
  • Всемирная паутина
  • Интернет-образование

Wikimedia Foundation . 2010 .

План:

  1. Сообщества обычные и виртуальные
  2. Сетевые социальные сообщества
  3. Сеть как среда для сообществ
  4. Анализ педагогических возможностей сетевых сообществ
  5. Тенденция развития сетевых сообществ
  6. ВикиВики как среда для сотрудничества учителей и учащихся
  7. Педагогические аспекты использования среды ВикиВики

1. Единого определения того, что такое сообщество, не существует. Различные научные дисциплины формируют различные определения и подходы к изучению данного понятия. Так, Дж. Дьюи , пишет что: «Сообщество – это множество людей, общающихся между собой». В 14 веке данный термин используется для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. С начала 17 века происходит постепенно расширение значения этого понятия и оно начинает обозначать не только людей объединенных географической близостью, но и людей имеющих что-то общее. Постепенно термин «сообщество» все более отгораживается по своему значению от слова «общество». Резкое разделение этих понятий происходит в 19-м веке. Что было связано с изменениями в сфере технологий и права, так как произошел сдвиг от натурального хозяйства к городской жизни и фабричному производству.

В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сообщество – это объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели».

Термин «сообщество» отличается от понятия «группа» или «множество». Множество или группа - это совокупность людей, объединенных каким-то общим признаком. Например, находятся в одной комнате, одного возраста, увлекаются игрой в шашки, смотрят телевизор, пользуются телефоном. В отличие от сообщества, множество не требует связей между своими членами. Люди не становятся сообществом оттого, что они смотрят один и тот же сериал. Но, когда они начинают общаться между собой по поводу этого сериала, они формируют сообщество. Необходимое условие всеобщей связанности членов сообщества накладывает достаточно жесткие рамки на допустимые размеры сообщества. Этот размер не может превышать 150 человек, поскольку человек не в состоянии удержать большее число связей.

Сетевое или виртуальное сообщество (Net Community, Virtual Community) обозначает людей общающихся между собой при помощи информационной сети Интернет. Люди пользуются его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.

Термин «Виртуальное сообщество» был введен Г. Рейнгольдом исследователем социальных отношений в сети и одним из основателей сообщества WELL в 1993 году в книге «Virtual Community». В этой книге Г. Рейнгольд обсуждает различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на базе таких как списки рассылки, новостные списки, многопользовательские сообщества, чат.

Отличительными чертами сетевых сообществ являются следующие:

  1. Информационный обмен между членами сообщества поддерживается через сеть Интернет.
  2. Для хранения информации среди сообщества используется цифровая память.
  3. Для доступа к хранимой сообществом информации используются программные агенты.

Сетевые сообщества учителей или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

Основной целью данного сообщества должна быть подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни (Long-life Learning).

2. Когда компьютерная сеть Интернет связывает людей или организации сетевых сообществ, то можно говорить о социальной сети. Социальная сеть состоит из множества людей, связанных между собой различными социальными отношениями, такими как дружба, совместная работа или информационный обмен. Поэтому, сетевые сообщества можно назвать сетевые социальные сообщества.

Сервисы, поддерживающие социальные отношения или групповые взаимодействия называются социальными сервисами. Другими словами, социальные сервисы - это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают: 1. персональные действия участников

  • записи мыслей (блог или ВикиВики)
  • заметки и аннотирование чужих текстов (блог, Делишес)
  • размещение медийных файлов (Фликр, Панорамио, ВикиВики, Ютьюб)
  • компиляция на одной странице "сборной солянки" (Ерминис)
  • выбор партнеров, сходных по "мировосприятию" (Имаджини)

2. коммуникации участников между собой, то есть, обмен сообщениями (мессенджеры, почта, чат, форум, комментарии в блоге)

Программное обеспечение поддерживает самопроизвольный путь развития сообществ, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников. Участники социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий или аудиозаписей, таким образом:

Социальные сервисы + простые действия участников + обмен сообщениями = сетевое сообщество

Новые сервисы социального обеспечения намного упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. При этом общение между людьми может происходить не в форме прямого высказывания, а в форме взаимного (коллективного, совместного) наблюдения за сетевой деятельностью.

3. Изучение сети как среды для сообщества и как самостоятельного объекта исследования был продиктован, прежде всего, развитием компьютерной сети Интернет. Дальнейший рост популярности сети был связан с созданием Всемирной паутины всемирной коллекции взаимосвязанных гипертекстовых документов.

Важная для деятельности сетевых сообществ тенденция состоит в том, что все больше ресурсов становятся открытыми и доступными для свободного использования, прежде всего, в учебных целях. Записи цифровых коллекций могут рассматриваться как открытые ресурсы, в том случае, если правила их использования разрешают свободное включение этих записей в учебные и исследовательские проекты. Эта практика получает в настоящее время все более широкое и законное распространение. В цифровой памяти появляется все больше открытых коллекций, которые могут быть использованы в образовании, дополняя и обогащая текст учебного сообщения. Сегодня, благодаря цифровой памяти, не только печатные тексты, но музыкальные записи, телепередачи и радиопрограммы становятся доступны через сеть Интернет и пригодны для вторичного использования.

Важно не столько то, что в цифровой памяти можно хранить больше информации, сколько то, что управление этой информацией можно переложить на плечи программных информационных менеджеров. Перечислим основные действия, которые позволяют делать персональные и коллективные информационные менеджеры:

  1. Листать документы и переходить от одного документа к другому, возможность перелистывания и перемещения в сети от одного документа к другому пользуясь гипертекстовыми ссылками.
  2. Искать опубликованные в хранилищах документы. Возможность поиска требует участия специального программного агента. Большинство из цифровых хранилищ используют свои собственные поисковые агенты. В 2004 году стартовал корпоративный проект, в рамках которого поисковая система Google и несколько крупных издательств, включая АСМ, объединили возможности для поиска сразу внутри нескольких хранилищ.
  3. Организовывать найденные документы в специальные подшивки и коллекции. Иногда эти коллекции делаются вручную и в этом случае это личные или опубликованные в сети закладки. Сегодня все чаще можно перепоручить заказ на подшивку материалов программному агенту, задав условия поиска и сделать выборку из материалов, подготовленных другими людьми.
  4. Комментировать опубликованные сообщения. Очень важная возможность, которая все чаще поддерживается в сети. Гипертексты растут и увеличивают свою ценность именно благодаря аннотации.
  5. Создавать и публиковать в сети новые сообщения. Редактировать содержание уже опубликованных сообщений. Обычно эта возможность дается ограниченному числу людей. Широкое делегирование возможностей редактирования - это достаточно редкая возможность. Пока только веб-сайты с технологией вики поддерживают возможность открытого редактирования всех сообщений.

В связи с возможным повторным использованием цифровых материалов перед образованием открываются новые перспективы. Одной из наиболее перспективных технологий среди нового поколения обучающих средств является технология «учебных объектов». Сама идея учебного объекта связана с объектно-ориентированным подходом. В рамках этого подхода распространено создание компонентов программы - «объектов». Такие объекты могут быть в дальнейшем использованы в различных ситуациях. Для того чтобы информационное сообщение, будь то книга, компьютерная программа, музыкальное произведение или фильм, превратились в цифровой объект, необходимо не только перевести их в цифровую форму, но и опубликовать их в сети.

Вторая значимая для сообществ тенденция развития сети связана с тем, что Учреждения Памяти все чаще организуют на базе цифровых ресурсов общение между своими посетителями. Важная функция социализации все чаще реализуется на базе цифровых библиотек и медиатек. Для того чтобы поддержать общественные отношения, связанные с использованием коллекций Учреждений Памяти используют различные технологии:

  • виртуальные кафе, где посетители могут общаться друг с другом и с сотрудниками библиотеки;
  • многопользовательских миров, где посетители могут перемещаться из одной комнаты в другую и общаться между собой в игровой форме
  • личные литературные дневники, которые ведут работники библиотек

Открыв доступ к материалам своих коллекций, наладив общение посетителей, многие Учреждения Памяти делают и следующий естественный шаг к учебной деятельности. В этом случае, они предоставляют своим посетителям возможность не только брать и использовать материалы из цифровых хранилищ, но и размещать в цифровом пространстве свои собственные документы.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации общения в сети Интернет.

Современные средства общения в сети Интернет

Новые сетевые сервисы создают новую среду общения, в которой значение непосредственного обмена сообщения заметно снижается. Для того чтобы узнать, чем занимается человек, какие действия он совершает, нет никакой необходимости его об этом спрашивать. Для этого достаточно просто наблюдать за его сетевой деятельностью.

Наиболее распространенные формы организации общения в Сети:

1. Гостевые книги . Первая и самая простая форма организации общения в виде веб-приложений. Простая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить сообщение.

2. Форумы. Эта форма общения является практически прямой реализацией идеологии телеконференции. Телеконференции это - вид сетевого сервиса, обеспечивающий пересылку сообщений пользователей, называемых статьями на компьютеры всех участников. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение. Исторически первые форумы появились как улучшенные гостевые книги и организовывал сообщения в ветви – так же, как и в телеконференциях. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управлением системой осуществляют администраторы и модераторы.

3. Блоги (от англ. Web log – web-журнал, web-протокол) напоминает форум, в котором право администрирования и публикации первых инициирующих тем дискуссии принадлежит одному человеку или группе лиц. Блог может быть открыт для отзывов и вопросов читателей, а может быть и закрыт. За последние несколько лет в сети появилось огромное количество сообществ, материалы которых создаются их авторами по технологии блогов. Авторы публикуют новости и комментарии к новостям. Кроме возможностей обсуждения у читателей есть возможность оценить и качество публикации, и качество комментариев. Этот механизм групповой фильтрации должен обеспечивать высокое качество материалов на сайте. Блог может быть использован не только в индивидуальных целях, но и как форум для сообщества. Такое использование блога вполне допустимо и оправданно, поскольку многие блоги имеют дополнительные преимущества перед форумами: возможность публиковать в тексте сообщения мультимедийные и html-фрагменты, возможность перекрестных связей между несколькими ветвями дискуссий.

Анализ развития форм сетевого общения показывает, что они либо интегрируются внутрь Всемирной Паутины, как это происходит со списками рассылки и телеконференциями, либо заканчивают свое существование, как это, к сожалению, происходит с многопользовательскими мирами. Значение имеет то, имеют ли отдельные сообщения, созданные при помощи данной формы, статус сетевого документа или цифрового объекта, или не имеют. Для сетевого сообщества важно, можем ли мы сослаться на такое сообщение. Например, высказывания внутри таких коммуникаций как форум и чат не имеют статуса сетевого документа. С точки зрения информационного обеспечения это - серьезное упущение, в худшем случае чаты и форумы в ближайшее время будут вытеснены другими формами общения. На роль таких новых форм сетевого общения сегодня серьезно претендуют коллективные блоги и Вики и наиболее популярная форма использования этих средств - коллективная.

Участники сообщества внутри блогов могут выполнять следующие действия:

  • Писать собственные сообщения;
  • Читать сообщения, опубликованные другими авторами;
  • Комментировать сообщения других авторов;
  • Отвечать на комментарии к сообщениям;
  • Связывать сообщения и комментарии между собой, используя гипертекстовые ссылки.

Простота публикации, ясная метафора каждодневных записей в сетевой дневник обеспечили приток новых авторов. Ясность и доступность блога вызывают интерес многих исследователей, которые рассматривают его как вариант личного, образовательного пространства.

С распространением этих форм стали образовываться социальные сети – то есть совокупность участников, объединенных средой общения. Содержание которых формируется не четко оговоренной группой людей, а всеми участниками сети.

4. Рассмотрим возможности сетевых сообществ для образования. Обсуждение педагогического потенциала сетевых сообществ и вклада в образование началось задолго до возникновения сети Интернет.

Возникает необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Основной целью данного сообщества должна быть подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни (Long-life Learning).

Электронное обучение не исчерпывается тем, чтобы получать информацию через сеть, как это свойственно дистанционному обучению, или искать информацию в сети, как это свойственно обучению исследовательскому. Учебные сообщества уделяют наибольшее внимание тому, как люди делятся своими знаниями. Для формирования сообщества определяющее значение имеет общение. Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение - тот способ, благодаря которому они обретают это общее. Дж. Дьюи подчеркивал, что любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения. Он даже разрабатывал критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации того или иного сообщества. Первые попытки анализа средств коммуникации, с точки зрения их пригодности к использованию в педагогическом процессе в рамках учебного сообщества, можно обнаружить в работах французского педагога Селестина Френе, который разработал и организовал школьную корреспондентскую сеть. В рамках этой сети школьники обменивались текстами и картинками. С. Френе рассматривал коммуникационные возможности - музыкальные записи, фотографии, телефонные разговоры, радио, кинофильмы и телепередачи - прежде всего как средства для выработки учеником своего собственного языка, при помощи которого он мог бы общаться с другими людьми. Сообщество обмена знаниями, которое строил С. Френе в своей школе, основывалось не просто на обмене сообщениями, а на печатных документах - публикациях. При анализе технического средства Френе обращал внимание, прежде всего на то, как ученик может его использовать для общения с другими детьми. Ключевым вопросом для Френе был, можно ли при помощи данного средства создать новое сообщение и поместить это сообщение в школьной газете? Печатная машинка, магнитофон, кинокамера - все эти средства для Френе открывают новые возможности для самостоятельных исследований и самостоятельного творчества. На основании этого подхода Френе полностью исключал возможность использование в учебной деятельности современное ему радио, как абсолютно не соответствующее его методам. Френе был убежден, что и радио, и кинематограф, и телевидение имеют богатейшие возможности и обязательно должны использоваться в учебном процессе. Однако в то время не было той среды, в которой ученики и учителя могли бы воспользоваться записями радио, телевизионных коллекций так, как им бы этого хотелось.

Огромное значение для сетевого образования имела книга «Общество без школ» И. Иллича, которого интересовали не столько цели образования, сколько содержание учебной среды. Иллич полагал, что человек естественным образом самостоятельно стремится выбирать лучшие пути обучения и необходимо только определить, какие компоненты должны присутствовать в учебной среде, чтобы обучение проходило комфортно и эффективно. Ответы на этот вопрос Иллич попытался найти в шестой главе, которая называлась - «Учебная паутина». В этой главе Иллич перечислил и подробно рассмотрел ресурсы и службы, необходимые для успешного функционирования учебного сетевого сообщества . И. Иллич полагал, что для учебы необходимы следующие составляющие:

  1. Учебные ресурсы и справочная система, которая помогает находить эти ресурсы.
  2. Примеры для подражания и система, которая поддерживает обмен навыками и умениями.
  3. Партнеры, с которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном языке.

Кроме перечисленных обязательных для учебы составляющих, Иллич надеялся на участие экспертов, которые могли бы оценивать результаты учебной деятельности.

Философия Иллича оказала заметное влияние на развитие образования и на процесс внедрения информационных средств в обучение. Ключевой вопрос, - «какие люди, и какие вещи должны окружать человека, чтобы он хорошо учился?» сохранил свою актуальность и сегодня.

Одно из основных положений, на которых базируется теория сообщества практики, состоит в том, что знания всегда осваиваются в определенном контексте. Для освоения знаний очень важно обеспечить участие новичка в реальной деятельности. Новички, попадая внутрь сообщества, получают законную возможность участвовать в деятельности сообщества. Участвуя в этой деятельности, люди осваивают новые знания в контексте данного профессионального сообщества. Учение происходит не столько через усвоение учебного курса, сколько через участие в совместной деятельности. Во многих случаях траектория личного роста человека внутри сообщества может рассматриваться как процесс обучения. В последние годы многое делается для того, чтобы использовать опыт сообществ обмена знаниями в обучении и привлечь школьников, студентов, учителей к участию в жизни тех реальных сообществ обмена знаниями, которые существуют на базе центров науки, искусства и здравоохранения.

В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Одним из известных школьных сайтов является «Школьный сектор» (www.school-sector.relarn.ru). Это сообщество учителей и учащихся, основными задачами которого являются осуществление постоянного взаимодействия со школами по накоплению и обмену опытом сетевой образовательной деятельности, информационной и методической поддержки учителей школ. Министерство образования РФ, Федерация Интернет образования предлагают другую форму общения работников образования. Накануне нового учебного года сеть Интернет ежегодно приглашает всех учителей, работников образования на всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет (http://pedsovet.alledu.ru). Интернет-педсовет – это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сел делятся своим опытом работы, обсуждаю волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования.

Другой пример сетевого сообщества российских учителей – это проект «Интернет-государство учителей» (ИнтерГУру htth://www.intergu.ru), проект Министерства образования России, ФИО, издательства «Просвещение». Основная цель проекта – создание сетевого сообщества творческих учителей. ИнтерГУру – это открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей» предполагают знакомства участников с образовательными ресурсами, обсуждение проблем образования, обмен опытом работы, консультации со специалистами, тестирование по различным областям знаний, создание своих тестов и методическую помощь учителям.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, умения, творчество. Компьютерные технологии на уроках - это использование компьютерных обучающих программ и Интернет-ресурсов. Мультимедийные программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока. Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети? Это деятельность, направленная на рост интереса учащихся к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Другое направление - это деятельность, направленная на самообразование самих учителей, деятельность, связанная с повышением квалификации. Информационные и коммуникационные технологии влияют на профессиональную деятельность учителя, значительно расширяя сферу его деятельности. Именно ИКТ становятся основой модернизации системы образования в XXI в. Профессиональное сетевое сообщество для учителей должно отвечать специфике деятельности в области образования. Необходимо учитывать опыт отечественных и зарубежных сетевых сообществ. Профессиональная деятельность учителя направлена, с одной стороны на ученика, с другой стороны - на самого себя. Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель расширяет свои знания в педагогике, методике, и т. д., повышая тем самым уровень своей профессиональной компетенции.

Информация о проведении конференций или других мероприятий, поступлении новых разработок уроков, документов дается в разделе «Объявления». Очень важным является проблемный совет, где можно обсудить и найти решение в конфликтных ситуациях. Внутри сетевого сообщества могут формироваться группы по интересам. Например, участники, увлекающиеся искусством или музыкой, могут делиться опытом проведения уроков по данной тематике и т. д.

Появление сети Интернет открыло границы для общения учителей иностранного языка с коллегами других стран, что помогает им совершенствовать свои знания иностранного языка, обмениваться опытом работы, тем самым, совершенствуя и свои профессиональные умения. Привлечение учеников к общению с зарубежными сверстниками с помощью коммуникационных технологий позволяет решать проблемы межкультурной коммуникации и личностно ориентированного обучения. Профессиональное сетевое сообщество учителей (Net Community) - это база образовательных информационных ресурсов, это место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации.

5. Изменения в информационном обществе происходят стремительными темпами и предъявляют любому специалисту, и особенно учителю, требование постоянного самообразования, повышения квалификации. Возникающие на современном этапе сетевые сообщества создают условия и способствуют профессиональному росту, позволяют говорить об использовании их для целей образования.

Главным условием развития той или иной формы сетевого общения является активное и систематическое участие каждого, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов. Это, с одной стороны, возможность самовыражения, с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами.

Сетевые сообщества, формируемые как специфическая форма и способ групповой коммуникации и взаимодействия, возникают на определенном этапе использования информационных технологий.

Следует особо подчеркнуть роль эффективного использования средств новых информационных технологий для активизации взаимодействия сетевого сообщества.

Также очень важна организация структуры, инициирующей эти педагогически значимые мероприятия. То есть именно в развитии активного взаимодействия, организации этого взаимодействия видится эффективное развитие сетевого сообщества и создания условий для постоянного самообразования и профессионального роста.

Таким образом, можно выделить некоторые закономерности, характерные для развивающегося профессионального образовательного сообщества:

  • создание и поддержка веб-сайта, который является организующим "центром", где размещается вся информация о целях, задачах, направлениях деятельности профессионалов;
  • значимая роль координатора или координирующего центра, инициирующего различные сетевые мероприятия;
  • целенаправленное использование самых разных видов коммуникаций, начиная от электронной почты до теле-, видеоконференций, в том числе организация обсуждений на форумах в режиме он-лайн, чат-сессиях в режиме единого времени, выпуски списка рассылки с обзором новостей и поступающих материалов на веб-сайт;
  • проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглые столы с ведущими учеными, методистами;
  • создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию НИТ в обучении;
  • создание коллекции систематизированных ссылок с возможностью оценки качества поступающих материалов;
  • периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, выдвижение активных участников на материальное или моральное поощрение, представление качественных материалов на сертификацию;
  • организация очных встреч, мероприятий, которые также играют значительную роль для активизации взаимодействия сетевого.

6. ВикиВики (wikiwiki) - это коллекция взаимосвязанных между собой записей. Термин ВикиВики на гавайском языке означает "быстро-быстро". Изначально создатель технологии Вард Кэннингэм называл ее средой для быстрого гипертекстового взаимодействия.

Первая ВикиВики была разработана в 1994 году и в 1995 впервые появилась в Интернете. Первым Вики-сайтом стало «Портлендское хранилище образцов» созданное Вардом Кэннингэмом (Ward Cunningham), где собирались фрагменты программных кодов.

Технология Вики изначально создавалась как открытое программное обеспечение, и в настоящий момент в сети существует множество доступных клонов и площадок, на базе которых желающие могут построить свое сообщество.

ВикиВики – система, поддерживающая простой и доступный способ создания гипертекста, и провоцирующая индивидуальное и коллективное написание гипертекста. При использовании ВикиВики человек может не заботиться об использовании команд языка гипертекстовой разметки. Сам текст любой статьи-страницы коллекции интерпретируется программой как гипертекст. Тексты всех страниц, перед тем как они попадают к агенту-браузеру, просматривает специальный Вики-агент. Вики придерживается другой идеологии создания новых страниц, чем та, к которой мы привыкли при построении веб-сайтов. Всякое новое определение сначала вводится, а потом уже разъясняется. В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. ВикиВики может использоваться в различных целях:

  • в качестве средства для организации совместной работы над коллективными проектами. ВикиВики является коллективной электронной доской, на которой может писать целая группа;
  • в качестве баз данных - хранилищ коллективного опыта.

Все чаще ВикиВики рассматривается как эффективное средство для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного учебного курса. Переход на новый уровень совместной деятельности требует от организаторов дополнительных усилий, которые бы расширяли поле зрения участников сообщества, помогали им отслеживать направления деятельности друг друга. В рамках ВикиВики учителя могут просматривать и редактировать все существующие страницы, находить на страницах общие темы и на уровне ссылок показывать ученикам, куда движутся партнеры и как можно с ними взаимодействовать. В современном мире ВикиВики все чаще рассматривается как альтернатива веб-сайтам. В связи с этим приведем сравнительный анализ возможностей, которые предоставляют ВикиВики и веб-сайты членам сообществ (Таблица 1)

Таблица 1 - Сравнительный анализ веб-сайта и ВикиВики

Веб-сайт

ВикиВики

Наполнением занимается один человек

Наполнением занимается сообщество

Дизайн имеет значение

Дизайн не имеет значение

Требуется знание тегов html

Требуется знание простых Вики-тегов

Обновление через FTP-протокол

Обновление через Веб-протокол

Расширению сайта предшествует создание новых страниц

При обновлении сайта прежняя информация стирается

Все страницы сайта остаются в базе данных

Для каждой страницы внутри сайта можно получить перечень страниц, на которые она ссылается

Статья Для каждой страницы можно получить список тех, на кого она ссылается и которые ссылаются на данную

Карта сайта создается централизованно

Карта сайта создается автоматически и отражает интересы участников сообщества.

7. Социальный сервис ВикиВики может быть использован в педагогической практике различными способами.

Во-первых, представление, расширение и аннотирование учебных материалов. Интересная возможность - заметки и аннотации на полях лекции или первоисточника, которые могут оставлять преподаватели и студенты. Каждая статья в рамках МедиаВики связана со страницей обсуждения, которая может рассматриваться как дополнительная или оборотная сторона статьи. На этой оборотной стороне статьи все заинтересованные участники могут оставлять свои комментарии и вести обсуждение. Электронный вариант представления учебных материалов дает студентам возможность проследить связи между текстами. Система обратных ссылок позволяет проследить, из каких материалов лекций и семинарских занятий ссылки обращаются к данному автору.

Во-вторых, совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами. Для этого, нужно только оформить слова, о которых мы хотим узнать больше, как внутренние ссылки. По правилам МедиаВики мы заключаем слова в две квадратные скобки, и они превращаются в ссылки на [[очиток большой]] или на [[болото Слоновское-Курмановское]]. Если кто-то уже написал и разместил внутри Летописи статью по интересующей нас теме, то ссылка сразу будет работать и поведет нас в текст. Если такой статьи еще нет, то это пока отложенная ссылка, которая будет открыта в будущем.

В-третьих, коллективное создание творческих работ - сказок, стихотворений, эссе. К таким проектам относятся создание коллективных текстов, например, «Студенческой сказки» на базе ВикиВики-площадок.

В-четвертых, коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий. Примером такого проекта может служить международный проект «Время вернуться домой» - Летописи.ру.

Летописи.ру или «Время вернуться домой». Общероссийский образовательный проект Летописи.ру, который проводится по инициативе корпорации Intel и компании «ТрансТелеКом», основан на технологии ВикиВики, получившей широкую известность благодаря всемирной энциклопедии - Википедии.

Загрузка...